Подготовительный класс Программы обучения Содержание курса «урок творчества»

PostHeaderIcon Содержание курса «урок творчества»

Программы обучения

 

ВЫПОЛНИЛА:

Шибко Ю.А., педагог подготовительного класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в 1 класс, не подготовлена к письму, к выполнению работ кистью, к работе с бумагой, а это уже с первых дней обучения создаёт комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти.

Большинство школьников неправильно держать карандаш, ножницы, кисть, не умеют правильно сидеть, не знают, как правильно расположить бумагу. Всё это создаёт много проблем в процессе обучения.

Но при этом развитие ручной умелости должно сопровождаться развитием различных сторон творчества, и важно на каждом уроке давать простор этому целостному движению, то есть стимулировать проявление и эмоционально-волевой, и сенсорной, и интеллектуальной, и потребностной сфер психики ребёнка. При  этом важно иметь в виду, что практическая деятельность может способствовать раскрытию тех сторон индивидуальности ребёнка, которые не видны на уроках по другим учебным предметам.

Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов практической деятельности, разнообразием познавательных сведений.       .

При изготовлении поделок используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, картон, пластилин, глина, гуашь, акриловые краски, цветные карандаши, текстильные материалы.

Мелкая моторика развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребёнку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание образование характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов, при рисовании.

Важно также и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, она может быть плоской, объёмной, рельефной, контурной.

В программу вводится значительный объём познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов. Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, хохлома, гжель, орнамент, скульптура, рисунок, живопись и многие другие). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, инструментов, постепенно, будет вкладом в развитие речи детей.

Самостоятельная работа, предлагаемая ученикам, должна носить различный характер и точное повторение образца, представленного в виде рисунка, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию; и выполнение работы по собственному замыслу. Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании. При выполнении творческих работ можно показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания.

Организационные формы, применяемые на уроках, различны: и индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное.

Знания, умения, навыки, формируемые в ходе обучения

Основной целью данного курса является адаптация ребёнка к школе, получение необходимых знаний для успешного обучения при первых шагах в школе. К концу обучения учащиеся должны знать:

  • названия цветов
  • элементарные правила смешения цветов
  • свойства рисовальных материалов
  • термины обозначающие технику изготовления объектов, и их значение
  • свойства различных видов бумаги и картона, текстильных материалов

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за столом, организовывать свое рабочее место, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш, кисть, ножницы
  • свободно работать карандашом, кистью: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом бумаги, правильно разрезать бумагу и вырезать детали
  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги
  • рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие приёмы народной росписи
  • размечать детали с помощью шаблонов и трафаретов, на глаз
  • соединять детали с помощью клея, пластилина
  • комбинировать в одном изделии различные материалы
  • лепить разными способами
  • вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала
  • складывать бумагу по прямой линии, на глаз и по разметке
  • экономно размещать детали на бумаге
  • самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу
  • контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после её завершения
  • уметь словесно охарактеризовать выполненную процедуру изготовления поделки

Что необходимо для занятий

    1. Альбом для рисования
    2. Простой карандаш
    3. Цветные карандаши
    4. Гуашь
    5. Акриловые краски
    6. Кисточки тонкая и толстая
    7. баночка для воды
    8. Тряпочка
    9. Пластилин
    10. Доска для лепки
    11. Цветная бумага
    12. Цветной и белый картон
    13. Клей ПВА
    14. Кисточка для клея
    15. Ножницы с тупыми концами
    16. Глина
    17. Различные текстильные материалы (вата, кусочки ткани, тесьма, фольга и другие)

Календарно-тематическое планирование прилагается.

 

PostHeaderIcon Похожие материалы