Подготовительный класс Программы обучения Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте

PostHeaderIcon Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте

Программы обучения

 ВЫПОЛНИЛА:

Шибко Ю.А., педагог подготовительного класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Цель курса -  всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, формирование и совершенствование речи в различных ее формах, расширение словарного запаса и кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения

-лексико-грамматическое развитие речи

-развитие фонематического слуха

-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения

-развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения

-формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования

-развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления

- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить   начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия

-развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека

-развитие умения правильно говорить, излагать свои мысли и уметь слушать других

-развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих

-обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка

-развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением

-развитие звуковой культуры речи

-расширение представлений об окружающем мире, природе, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка

Решение этих задач решаются в процессе занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 

      1.Лексическая работа

  • Наблюдение над лексическим значением слов – название предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи
  • Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед
  • Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова
  • Создание условий для употребления новых слов в собственной речи

      2.Развития грамматического строя речи

  • Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражнения в образовании слов по образцу
  • Наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов
  • Формирование навыка образование и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
  • Практическое знакомство со словосочетанием и предложением

      3.Развитие связной устной речи

  • Обучение ответам на вопросы, диалогической речи
  • Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов
  • Обучение подробному пересказу текста
  • Обучение составлению устной загадки-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам

      4.Развитие простых форм звукового анализа

  • знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твёрдые и мягкие согласные звуки

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ» 

Основной целью курса является работа над звуковой культурой речи детей и развитие у них фонематического слуха , а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям.

       1. Звуки

  • понятие «Звук» ; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение
  • акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие согласные
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых и мягких согласных
  • выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове
  • звуковой анализ состава слогов и слов

       2.Слоги

  • Понятие «слог», слоговой анализ слов
  • Подбор слов на заданное количество слогов
  • Выделение в словах первого и последнего слогов
  • Подбор слов на заданный слог
  • чтение и составление слогов и слов

       3.Слова

  • Выявление различий в звуковом составе двух слов
  • Составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок
  • Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов
  • Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам
  • Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова
  • Последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава

       4. Буквы

  • Знакомство с буквами
  • Дифференциация понятий «звук» и «буква»
  • Согласные и гласные буквы
  • Соотнесение букв и звуков

       5.Связная устная речь

  • Обучение ответам на вопросы, диалогическая речь
  • Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов
  • Обучение подробному пересказу текста
  • Обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок, на заданную тему

       6.Развитие связной устной речи

  • Составление рассказа по сюжетной картине
  • Составление комбинированного рассказа
  • Пересказ текста

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр наглядных пособий, раздаточного материала, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Учебные пособия для учащихся:

1. Букварь Жукова Н.С.

2.Рабочая тетрадь «Уроки грамоты» ( серия «Школа семи гномов»)

К концу учебного года дети должны уметь:

- составить рассказ по картинке, серии сюжетных картинок, собственный рассказ

-правильно ставить вопросы, вести диалог

-владеть прямой речью

- составлять предложения и словосочетания из заданных слов

- подбирать прилагательные к существительным, согласовывать существительные с числительными, подбирать к глаголу приставочные глаголы, употреблять предлоги с существительными, уметь образовывать формы множественного числа существительных

- описывать предметы,  их свойства, состояния,  явления природы

- классифицировать слова по темам, подбирать слова по тематическим группам

- определить первый, последний звук в слове, определять место звука в слове, придумывать слова на заданный звук или слог, уметь составлять слова из звуков, слогов

-читать буквы, слоги, слова, предложения, рассказы, поддержать беседу о прочитанном, пересказывать рассказы

- назвать любимые сказки, рассказать их

-знать разнообразные стихотворения, скороговорки, считалочки, песенки, потешки, и рассказать их, уметь отгадывать загадки

-уметь вести и поддерживать беседу

 

PostHeaderIcon Похожие материалы